ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ     

       Одна из главных задач, решаемых МБДОУ – это обеспечение  конституционного права каждого ребенка на охрану его жизни и здоровья.

     Здоровье детей невозможно обеспечить без рационального питания, которое является необходимым условием их  гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к действию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды. Кроме того, правильно организованное питание формирует у детей культурно-гигиенические навыки, полезные привычки, так называемое рациональное пищевое поведение, закладывает основы культуры питания.


 

           Роль питания в современных условиях значительно повышается в связи с ухудшением состояния здоровья детей в результате целого комплекса причин, одной из которых является нарушение структуры питания и снижение его качества – как в семье, так и в организованных детских коллективах.

Основными принципами питания воспитанников в МБДОУ являются:

 Максимальное разнообразие рациона, являющееся основным условием обеспечения его  сбалансированности, которое достигается путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки.

     Получение воспитанниками МБДОУ трехразового  питания, обеспечивающего растущий организм детей энергией и основными пищевыми веществами. В промежутке между завтраком и обедом дополнительный приём пищи – второй завтрак, включающий сок (напиток) или свежие фрукты. При организации питания учитываются возрастные физиологические нормы суточной потребности в основных пищевых веществах.

 Осуществление питания  в соответствии с примерным цикличным десятидневным меню, согласованным с ФГКУ ЦГСЭН ФСБ России и утвержденным заведующим  детским садом, и разработанным на основе физиологических потребностей детей в пищевых веществах с учетом рекомендуемых среднесуточных норм питания.

 Включение в повседневные рационы питания всех основных групп продуктов – мяса, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей и фруктов, сахара, хлеба, круп, сливочного и растительного масла и др. Остальные продукты (творог, рыба, сыр и другие) -  2-3 раза в неделю (Приложение 1 Положения).

 Правильный подбор продуктов.

 Адекватная энергетическая ценность рационов, соответствующая энерготратам детей в течение дня (при 10-ти часовом пребывании детей в ДОУ - не менее 70-80% суточного рациона, при этом на долю завтрака приходится 20-25 % суточной пищевой ценности рациона питания, на долю 2-го завтрака – 5%, на долю обеда - 30-35 %, полдника – 10-15 %. Ужин, на который остается 20-25% суточной пищевой ценности, дети получают дома. (Приложение 2 Положения).

 Сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, различные классы углеводов, витамины, минеральные соли и микроэлементы. (Приложение 2 Положения).

 Соответствие технологической и кулинарной обработки продуктов и блюд принципу щадящего питания (варка, тушение, запекание), которые обеспечивают их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности продуктов.

 Исключение из рациона питания продуктов и блюд, способных оказывать раздражающее действие на слизистую органов пищеварения, а также продуктов, которые могли бы привести к ухудшению здоровья у детей  с хроническими заболеваниями (вне стадии обострения), исключение жарки блюд.

 Не допущение использования запрещенных СанПиН пищевых продуктов и блюд.

 Организация питьевого режима.

 Учет индивидуальных особенностей детей (в том числе непереносимость ими отдельных продуктов и блюд).

 Стремление, чтобы готовые блюда были красивыми, вкусными, ароматными.

 Строгий режим питания: завтрак, второй завтрак, обед, полдник, при котором длительность промежутков между отдельными приемами пищи не превышает 3,5 – 4 часов, так как, если интервал между приемами пищи слишком велик (больше 4 часов), у ребенка снижаются работоспособность, память. Чрезмерно же частый прием пищи снижает аппетит и тем самым ухудшает усвояемость пищевых веществ           (Приложение 3 Положения).

 Организация горячего питания предполагает обязательное использование в каждый прием пищи горячих блюд и кулинарных изделий, в том числе первых блюд и горячих напитков.

 Соблюдение рекомендуемых продуктовых наборов (СанПин), а также разработанных на их основе типовых рационов питания (примерных меню).

 Выход блюд и кулинарных изделий предусматривается в соответствии с действующей нормативной и технологической документацией (Приложение 4 Положения) В зависимости от возраста детей следует придерживаться массы порции, указанной в таблице.

 Учитывается индивидуальные особенности питания детей в адаптационный период.

 Витаминизация блюд.

 Обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности питания, включающее соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд.

 Сочетание организации питания детей в МБДОУ с правильным питанием ребенка дома:

- с этой целью родителям систематически предоставляется сведения о продуктах и блюдах, которые ребенок получил в течение дня в МБДОУ, для чего в группах вывешивается меню;

- педагоги и медицинские работники МБДОУ дают родителям рекомендации по составу «домашних» ужинов и питанию ребенка в выходные и праздничные дни. При этом на ужин рекомендуются те продукты и блюда, которые ребенок не получал в МБДОУ. В выходные и праздничные дни рацион питания ребенка по продуктовому набору и пищевой ценности лучше максимально приближать к рациону, получаемому им в МБДОУ;

- организация информационных стендов;

- беседы с родителями, предупреждающие их о том, чтобы утром, до отправления ребенка в детский сад, его не кормили, так как это нарушает режим питания, приводит к снижению аппетита, в таком случае ребенок плохо завтракает в группе.

- беседы с родителями об особенностях питания ребенка в период адаптации к МБДОУ (Приложение 5 Положения.

 Производственный контроль за организацией питания.

ПОЛОЖЕНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ГОРЯЧЕГО ПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
 

 

1. Общие положения

 

1.1 .Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РФ и РБ «Об образовании», Конституцией Российской Федерации от 12.12.1993г., Федеральным законом от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации, Уставом Учреждения с целью упорядочения организации питания детей, посещающих данное Учреждение и направлено на укрепление  их здоровья.

 

1.2.Настоящее положение осуществляет контроль за доброкачественностью готовой пищи, своевременным завозом, правильных хранением  продуктов питания, приготовленной пищи.

 

1.3 .Настоящее положение регламентирует Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению продовольственного сырья».

 

 

 

2. Цели и задачи

 

2.1.   Повышение доступности и качества питания.

 

2.2.   Обеспечение        детей, посещающих Учреждение       продуктами        питания, обогащенными комплексами витаминов и минеральных веществ.

 

2.3.   Постоянное обновление материально-технической базы пищеблока и оснащенность современным технологическим и холодильным оборудованием.

 

 

 

3. Организация питания

 

 

 

3.1.   При организации  питания необходимо руководствоваться действующими санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами, предъявляемыми к ДОУ.

 

3.2. Организация питания возлагается на Учреждение и осуществляется в его пищеблоке.

 

3.3.   Ответственность за организацию горячего питания возлагается на заведующего  Учреждением.

 

3.4.   Режим   питания   в детском   саду определяется действующими санитарно-эпидемиологическими правилами   и нормативами,   в соответствии с которыми организуется четырехразовое  горячее питание детей - для групп  полного дня, и трехразовое  для групп сокращенного дня.

 

3.5.   Дошкольники  обеспечиваются горячим питанием за счет средств местного бюджета и за счет родительских взносов.

 

3.6.   На основе примерных двухнедельных рационов питания с учетом товарного обеспечения, местных или иных особенностей составляются дневные рационы питания, которые утверждаются заведующим Учреждением.

 

3.7.   Поставка продуктов и продовольственного сырья осуществляется поставщиками, которые выигрывают конкурс на поставку продуктов питания.

 

3.8.   Контроль за условиями хранения продуктов и соблюдением сроков их реализации осуществляют кладовщик и медицинский работник.

 

3.9.   Для   контроля   качества готовой   пищи   приказом заведующего Учреждением  создается бракеражная комиссия, состоящая из заведующего,  старшей медицинской сестры, председателя профкома, которая проверяет качество приготовления блюд, соблюдение санитарных норм и правил. По итогам проверки делается обязательная запись в бракеражном журнале.

 

3.10.После проведения бракеража готовой пищи отбирается суточная проба в соответствии с инструкцией в чистые стерильные банки с крышками, которые хранятся в холодильнике в течение 48 часов.

 

 

 

4. Контроль за организацией питания

 

 

4.1.   Ответственность за соблюдение технологии и качества приготовления пищи, санитарно-гигиенических правил, эксплуатацию оборудования возлагается   на заведующего    и старшую   медицинскую сестру Учреждения.

 

4.2.   Постоянный   контроль   за работой   пищеблока Учреждения осуществляется заведующим    и старшей медицинской сестрой.

 

4.3. Для контроля  за организацией питания детей на пищеблоке должна быть следующая документация:

 

- примерное двухнедельное меню, ежедневное меню, меню-требование;

 

- технологические карты;

 

-журнал учета выполнения натуральных норм, бракеражный журнал;

 

- журнал учета скоропортящихся продуктов;

 

- журнал осмотра работников пищеблока на  наличие гнойничковых заболеваний;

 

-табеля учета посещаемости детей;

 

- медицинские книжки персонала;

 

-единый журнал - учета контрольных проверок;

 

- журнал учета сертификатов соответствия.

 

     Сертификация услуг питания дошкольного образования осуществляется на соответствие требованиям безопасности для жизни и здоровья детей, охраны окружающей среды, установленным в законодательных актах, государственных стандартах, санитарных нормах и правилах.

   

Правила, которые помогут сформировать у ребенка полезные привычки, связанные с едой.

 

 

 

1. Соблюдение режима питания.

 

Важно организовать режим дня ребенка таким образом, чтобы он кушал 4-6 раз в день примерно в одно и то же время. Перерыв между приемами пищи не должен составлять более 4 часов. Примерный режим питания может выглядеть следующим образом:

 

8-00 завтрак

 

10-30 утренний перекус

 

13-00 обед

 

16-00 полдник

 

18-30 ужин

 

20-00 вечерний перекус

 

 

 

2. Организация правильно оборудованного места приема пищи.

 

Прием пищи должен проходить за красиво и правильно накрытым столом, в спокойной обстановке. На время приема пищи следует выключить телевизор и убрать другие отвлекающие факторы (игрушки, громкая музыка и пр.). Стол следует сервировать, поместив на него салфетницу, хлебную тарелку и другие предметы. У ребенка должна быть своя, индивидуальная посуда, которая ему нравится по форме и расцветке. Тарелки и чашка ребенка должны быть небольшого размера.

 

 
3. Соблюдение культурных правил поведения за столом.

 

С 3 до 6 лет происходит обучение ребенка правильному поведению за столом. Ребенок должен научиться сидеть прямо, не опираясь во время еды локтями на стол, не расставляя их широко в стороны. Детей в возрасте 4—6 лет нужно приучать правильно пользоваться ложкой, вилкой и ножом. Ложку следует держать тремя пальцами - большим, указательным и средним, зачерпывая еду так, чтобы она не проливалась, подносить ложку ко рту боковым краем, а не суженной частью. При пользовании вилкой следует объяснить ребенку, что если он накалывает вилкой кусочки еды, то ее необходимо держать зубцами вниз, а если кушает пюре, густую кашу или вермишель - как лопаточку, зубцами вверх. При использовании столового ножа, ребенок должен держать его в правой руке, а вилку - в левой. Нужно приучать ребенка не нарезать всю порцию сразу, а, отрезав кусочек, съесть его и только потом отрезать следующий.

 

Вырабатывайте у ребенка привычку тщательно пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать и не вставать из-за стола во время еды. Из-за стола можно выйти, окончив трапезу, спросив разрешения у старшего. Ребенок обязательно должен поблагодарить присутствующих, задвинуть стул, убрать за собой посуду, помыть руки.

 

Ребенок не должен принимать пищу в возбужденном состоянии, играть с посудой или игрушками, размахивать руками, громко разговаривать, смеяться, отвлекаться, поднимать еду с пола или брать ее руками. Объясните ребенку, что это некрасиво и неправильно. Недопустимо развлекать ребенка во время приема пищи игрушками или просмотром телепрограмм, обещать вознаграждение за то, что он все съест.

 

 
4. Разнообразие в питании.

 

В рацион детей 3-6 лет следует своевременно включать разнообразные рекомендуемые для этого возраста продукты и блюда. Следует приучать ребенка кушать продукты, приготовленные по-разному: способом варки, запекания, тушения и т.д. Если ребенок капризничает и говорит: «Я это не буду есть», «Это невкусно», «Я этого не люблю», не заменяйте блюдо на привычное, а предложите ребенку попробовать небольшой кусочек нового блюда, красиво уложив его на детской тарелке и, по возможности, привлекательно украсив. Приучайте ребенка к мысли, что он должен кушать то, что положено на тарелку.

 

 
5. Не решайте за ребенка, какую пищу он любит.

 

Случается, что дети не едят ту пищу, которая не нравится их родителям. Особенно часто это относится к кашам, молочным продуктам, овощным блюдам, свежей зелени. Чтобы сделать рацион ребенка максимально широким по выбору продуктов, родителям не следует показывать своего отрицательного отношения к каким-либо блюдам. Хорошим решением проблемы будет совместное приготовление пищи вместе с ребенком. Ребенку можно предложить поиграть в поваров и помочь порезать овощи, перемешать салат, украсить тарелку с кашей свежими ягодами. После этого ребенок с удовольствием скушает то, что «сам приготовил», даже если эта пища не является для него привычной.

 

В меню ребенка обязательно следует включать блюда из «взрослого» рациона родителей, адаптировав их под детские, более диетические. Соответственно, меню родителей должно быть как можно более разнообразным и полноценным.

 

Не следует баловать ребенка «вкусными» с точки зрения взрослых членов семьи продуктами - сладостями, снеками, газированными напитками. Такая еда, как правило, является для ребенка лишней, малоценной по содержанию полезных пищевых веществ, слишком калорийной. Поощряя желание «съесть что-нибудь вкусненькое», родители добиваются формирования у ребенка пищевых нарушений, которые могут привести к перееданию и ожирению, нарушению работы желудочно-кишечного тракта и печени, к расстройствам поведения.

 

 
6. Не перекармливайте ребенка.

 

Не следует давать ребенку еды больше, чем он сможет съесть. Основной критерий того, ест ребенок достаточно или мало, - соответствие его возраста и росто-весовых показателей. Здоровый ребенок должен каждый год своей жизни иметь определенную прибавку в весе. Если же вес не увеличивается, либо увеличивается очень быстро, - это повод пересмотреть пищевые привычки как ребенка, так и его родителей.

 

Признаками перекармливания могут быть: наличие у ребенка избыточной массы тела, пристрастие к «мусорной» высококалорийной пище (сладости, фаст-фуд и пр.), регулярный и демонстративный отказ от еды вследствие нарушения нормальной работы органов пищеварения, регулярное переедание «до отвала» вследствие несоответствия размера порции возрасту ребенка.

 

7. Не заставляйте ребенка есть насильно.

 

При кормлении ребенка никогда не заставляйте его есть насильно. Пусть ребенок съест мало, но с аппетитом, столько, сколько ему хочется. Скорей всего, в следующий прием пищи он съест всю предложенную порцию и даже попросит добавки. Если ребенок плохо ест, следует избегать уговоров, запугиваний, обещаний и других отвлекающих от собственно принятия пищи моментов. Отрицательно влияют на аппетит ребенка разговоры взрослых о том, что он «плохо кушает», «ничего не ест». Подчеркнутое внимание и беспокойство родителей вызовут у ребенка лишь желание соответствовать представленному образу «малоежки».

 

Не кормите ребенка отдельно от других членов семьи. Ребенок, глядя на взрослых, будет копировать их поведение за столом и кушать с хорошим аппетитом.

 

 
8. Откажитесь от пищевого поощрения за хорошие действия.

 

Ребенок всю неделю вел себя хорошо, не капризничал, не доставлял хлопот – и родители в выходной день устраивают ему сладкий «праздник живота» или поход в Макдоналдс за примерное поведение. Не напоминает ли вам это действия дрессировщика в цирке, который поощряет кусочком вкусной пищи правильно выполненное действие своего питомца? Ребенок – не зверюшка, а родители – не дрессировщики. Человеку природа предоставила богатый дар – разумную речь, с помощью которой один человек может донести до второго свои мысли и чувства. Похвала для ребенка 3-6 лет – важный стимул для дальнейшего развития собственного «я». Развивайте в ребенке уверенность в собственных силах, чаще говорите ему: «Какой ты молодец!», «У тебя все получается», «Ты у меня самый хороший и умный», «Я тебе помогу, и мы все вместе сделаем». К сожалению, многие родители забывают про эти слова, взамен широко используя обидные для ребенка фразы типа «Ты ничего не умеешь», «Ты бестолочь», «Ты маленький и глупый», а в качестве поощрения – молчание и сладости. Это ограничивает возможности ребенка к духовному росту, проявлению самостоятельности и развитию полезных навыков.

 

 
Важно, чтобы для детей 3-6 лет воспитательные мероприятия в области формирования пищевого поведения проводились регулярно и в игровой форме. Поощряйте похвалой даже небольшое изменение пищевых привычек вашего ребенка в правильном направлении. Не забывайте, что ребенок учится, глядя на взрослых, перенимает их поведение в процессе общения и воспитания. Поэтому здоровое отношение к еде должно присутствовать у всех взрослых членов семьи без исключения.
    Если вы с самого начала привьёте своему любимому ребёнку основы здорового образа жизни, рационального питания – это точно поможет ему избежать впоследствии многих проблем со здоровьем. Когда-нибудь он обязательно скажет вам за это спасибо!
меню.docx
Microsoft Word документ 21.9 KB
ЗАВЕДУЮЩАЯ МБДОУ "РАДУГА" -САВЕЛЬЕВА  ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВНА
ЗАВЕДУЮЩАЯ МБДОУ "РАДУГА" -САВЕЛЬЕВА ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВНА

Контактные телефоны: 8(35355)2-75-53, 89226209000

E-mail:mbdou_7raduga@mail.ru

Оренбуржье ПФО Конституция Федеральный закон об образовании Министерство образования РФ Рособрнадзор 
 Электронное правительство 
 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Официальный интернет портал правовой информации 
 Горячая линия по вопросам выплаты заработной платы Горячая линия по вопросам дошкольного образования Горячая линия по вопросам сборов денежных средств